Dolce&Gabbana (dolcegabbana) wrote,
Dolce&Gabbana
dolcegabbana

Categories:

Они создавали моду: Надежда Ламанова



Её называли «царицей стиля», к ней выстраивалась очередь из жён миллионеров, в России она затмила всех французских модисток, а в Париже в её платьях щеголяли главные модницы.

Надежда Ламанова была одним из немногих русских модельеров, кто сумел выдержать конкуренцию с лучшими европейскими домами мод, а в 20-е годы XX века опередить мировую моду, несмотря на приход советской власти.


Валентин Серов. Эскиз к портрету Надежды Ламановой

Детство Надежды прошло в Нижегородской губернии, в деревне Шузилово, где она стала первым ребенком в семье полковника Петра Михайловича. К несчастью, родители рано ушли из жизни, не оставив дочкам ничего, кроме дворянского титула, и Надежда, выпускница восьмого курса гимназии, осталась за главу семьи для четырёх младших сестёр. Чтобы прокормиться, она поступила в московскую школу кройки и шитья, а по окончании устроилась закройщицей в модное столичное ателье мадам Войткевич, где сначала её приняли крайне равнодушно. Однако вскоре слава юной особы разлетелась по всей Москве. «Одеваться следует только в салоне Войткевич, — шептались модницы, — у неё работает молодая мадемуазель Ламанова, которая замучает вас примерками, зато платье будет, как из Парижа».


Мастерская Н. Ламановой. 1920-е

Слухи не обманывали: на работе Ламанова была настоящим тираном, не жалевшим никого. Частью «пыток» были многочасовые примерки, но именно так рождались самые лучшие эскизы модельера: Надежда драпировала ткань прямо на своих клиентках, прикладывала отрезы, резала, прикалывала, а потом требовала всё это аккуратно снять. Результат был прекрасный: фасоны Ламановой отличались выразительностью, удобством, хорошим кроем и замечательной фактурой.


Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.

Карьера Ламановой стремительно шла вверх: в 1885 году с помощью мужа, актёра-любителя, а впоследствии миллионера, она открывает свой салон. Основными клиентами Надежды были фрейлины, великие княгини, жёны миллионеров, актёры, а в друзьях ходил король парижской моды Поль Пуаре. В начале века судьба свела её со Станиславским и часть заказов она выполняла для МХТа. Её наряды участвовали в постановках «Вишневый сад», «Анна Каренина», «Мёртвые души» и других. В 1890 году Ламанова получает звание поставщика Императорского двора. В собрании Государственного Эрмитажа по сей день хранится несколько нарядов, созданных Ламановой для императрицы Александры Фёдоровной.


Мастерская Н. Ламановой. Вторая половина 1890-х

Власть большевиков сильно изменила жизнь Ламановой: она лишила её своей школы, учениц, работниц, домов, имений и любимого мужа — его посадили, а затем расстреляли. Какое-то время и сама Надежда провела в тюрьме за дворянские корни и нажитое трудом богатство. Благо у неё нашлись заступники среди бывших клиенток, сумевшие добиться освобождения модельера. Несмотря на жестокую судьбу, Ламанова оставалась патриотом и не покинула Россию. Она продолжала работать, но теперь не с парчой, шёлком и бархатом, а с солдатским сукном, льном и бязью — тем, что можно было достать. Нередко в ход шли полотенца, лоскутные одеяла, занавески. Но даже из всего этого Ламановой удавалось творить, более того задавать темп мировой моде.


"Искусство в быту" 1925 год. Совместное творчество Веры Мухиной и Надежды Ламановой

В апреле 1925 году в Париже проходила Международная выставка декоративного искусства и художественной промышленности. Наша страна была представлена коллекцией Надежды Ламановой в соавторстве с Верой Мухиной. Жюри было буквально сражено домоткаными платьями в русском стиле и вручило Ламановой Гран-при за «национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». В последующие годы Надежда участвовала в других международных выставках, создавала коллекции, заведовала Мехкомбинатом, но вместе с тем держала на дому маленькую мастерскую и двух помощниц, где выполняла частные заказы. Когда секрет Ламановой раскрыли, её выгнали из всех модельных обществ, но она снова расправила плечи и ушла с головой в театр, где рождала настоящие шедевры. Неслучайно Станиславский считал её едва ли не единственным человеком, способным создать театральный костюм.


"Искусство в быту" 1925 год. Совместное творчество Веры Мухиной и Надежды Ламановой

Незадолго до смерти Надежда поделилась с Верой Мухиной, что скоро умрёт, а на вопрос «почему?», ответила, что у неё остались последние две капли Coty — французских духов, без которых, по признанию гениального модельера, она не могла жить, а последние запасы все истощились. Вскоре, Ламановой не стало. Она ушла в октябре 1941 года тихо и так же гордо, как прожила всю свою жизнь: на скамеечке у Большого театра, где её застал сердечный приступ незадолго до 80-летия.

Tags: Россия, история, история моды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments