?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Полвека в маске



Есть только один человек в мире, который почти пятьдесят лет не снимает одну маску — маску Арлекина, но когда делает это, люди аплодируют ему стоя.

Персонаж Арлекин — самая популярная маска итальянской комедии дель арте, и мы не ошибемся, если скажем, что она является столь же популярным символом страны, как Коллизей или гондолы Венеции. Что ещё удивительнее, так это человек, исполняющий роль в маске Арлекина вот уже полвека. Зовут его Ферруччо Солери.



Сегодня актёру перевалило за 80, но он по-прежнему выходит на сцену в маске Арлекина. Эту роль он впервые исполнил в 1947 году в спектакле Джорджо Стрелера «Арлекин, слуга двух господ», и так увлёкся, что больше не расставался с ней. Хотя справедливости ради стоит сказать, что Солери за свою жизнь сыграл также Шекспира, Пиранделло, Осипа в гоголевском «Ревизоре», Брехта, но именно Арлекин занял главное место в его творчестве.

Во время игры в «маске» Солери приходится ходить по сцене колесом, ловить тарелки, дразнится, выделывать различные трюки, говорить тарантеллой (итальянской скороговоркой) и возраст по-прежнему не может помешать ему в этом. Ферруччо делится, что весь секрет в постоянных упражнениях на растяжку, которым уделяет не меньше 50 минут в день.



В России Солери был несколько раз. Впервые он посетил нашу страну около двадцати лет назад, будучи 60-летним старцем, и стал, пожалуй, единственным итальянским артистом театра, кого русские зрители носили на руках. На рубеже 2000 годов он снова посетил нашу страну, а два года назад, когда ему едва перевалило за 80, совершил тур по России: дал несколько спектаклей и мастер-классов. Студенты «Щепки» смогли не только увидеть невероятную маску Арлекина, но даже позаниматься в ней. Правда, по их признанию, роль «слуги двух господ» крайне тяжелая. Ферруччо объясняет это маской: «Когда надеваешь её, то приходится играть телом, жестами, чтобы публика смогла понять твои эмоции».

Видимо поэтому сам жанр комедия дель арте родился именно в Италии, где жители от рождения наделены удивительно легкой и темпераментной пластикой. Произошло это в середине XVI века в Венеции, куда съезжались люди со всей страны в надежде найти работу. Те, кому то не удавалось, собирались на площадях и рассказывали друг другу забавные истории. Взрывы смеха вызывали любопытство прохожих, и местные торговцы стали приглашать молодых людей читать «байки» у дверей их лавок.



Актеры носили белую одежду, потому что цветная стоила дорого, и вскоре дополнили её маской. В ней из было лучше видно издалека, а, кроме того, маска усиливала голос. Таких актёров называли дзанни. Считается, что слово произошло от имени Джованни, которое было самым распространённым в местах, откуда приехало большинство рассказчиков. Со временем дзанни стало двое: первым был Бригелла — алчный, изворотливый слуга и дамский угодник, а второй — Арлекин — тоже слугой, но ленивый и смешной. Впоследствии в игре появились и другие персонажи, а действие дополнилось разными акробатическими трюками.


Персонажи Комедии дель арте в нарядах Dolce&Gabbana от иллюстратора Лючио Пальмиери

Во второй половине XVIII века комедия дель арте «умирает», однако в XX столетии обретает вторую жизнь, благодаря русскому театральному режиссёру В. Э. Мейерхольду. Как родоначальница жанра, Италия тоже не осталась в стороне, и в 1947 году в стенах театра Пикколо, где до того были только марионетки, вновь заиграли «маски».

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
la_gatta_ciara
Jan. 22nd, 2014 07:20 am (UTC)
Потрясающий актер! Имела счастье его видеть на сцене и это незабываемо!)) Большое спасибо!
( 1 comment — Leave a comment )
Читайте нас на:

О Журнале | Архив
DOLCEGABBANA






Метки

Powered by LiveJournal.com