?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись



Происхождение слова «камея» неясно, но отрицать красоту этого резного камня было бы глупо. Зарождение в Древней Греции и жизненный путь через Рим, эпоху Ренессанса и Викторианскую эру – вот вам краткая история камеи.

Камея – это тип резьбы на предмете, а также сам этот предмет, например драгоценный камень, ювелирное изделие или сосуд, выполненные в этой технике. Оно почти всегда имеет выпуклое (положительное) рельефное изображение; в отличие от интальо, в котором присутствует негативное изображение. Но откуда взялось именно это слово? Сэр Уоллис Бадж предположил, что существительное «камея», очевидно, произошло от слова Каме’о, которым в кабалистической речи называли «магический квадрат», что означало своего рода талисман, на котором вырезались магические заклинания.



Ваза Tazza Farnese – Древняя эллинистическая чаша из очень большой камеи, купленная Лорензо де Мебичи во время эпохи итальянского Возрождения.

Камеи часто носят, как украшения, но в древние времена их использовали, в основном, как перстни-печатки и большие серьги, хотя самые большие примеры были, видимо, слишком большими для этого, поэтому ими просто любовались, как предметами искусства. Очень искусные каменные камеи делали в Греции еще в 3-ем веке до н.э. Фарнезе Тацца (чаша) – самый древний крупный пример эллинистической камеи, дошедший до нас.


Слева: Камея Гемма Августа – Рим, после 10 лет н.э., двухслойный оникс. Справа: Камея Гемма Клавдия – Рим, 49 н.э., пятислойный оникс.

Они были особенно популярны в Древнем Риме, в частности, в семейном кругу Августа. Самыми известными каменными камеями этого периода являются Гемма Августа, Гемма Клавдия (сделана для императора Клавдия) и самая крупная плоская гемма, дошедшая до нас с древних времен – Великая французская камея.


Портлендская ваза, 5-25 н.э., Рим

Техника камеи использовалась на стеклянных сосудах, имитируя объекты, которые изготавливали из агата или сардоникса. Римские стеклянные камеи – очень редкие, до нас дошло всего около 200 фрагментов и 16 полных предметов. Самым известным из них является Портлендская ваза.

Обычно на камеях вырезали либо сцены из греческих или римских мифов, либо портреты правителей и важных личностей. В истории портреты из агатовых камей часто дарили правители своим подчиненным.

С тех пор эта техника переживала периодические возрождения, особенно в начале Ренессанса, когда камеи – обычно белые на сером фоне – вырезали из ракушек мидий или каури (тропического моллюска), а не из драгоценных камней.


Имперская корона Наполеона Бонапарта

Неоклассическое возрождение камей началось во Франции с поддержки Наполеоном глиптических видов искусства – даже его корона для коронации была украшена камеями.


Королева Виктория с ее любимыми камеями с изображением в профиль ее и принца Альберта.

В Великобритании это возрождение впервые произошло во время правления короля Георга III. Его внучка, королева Виктория, стала главной сторонницей камей – до такой степени, что ко второй половине 19-го века наладилось их массовое производство. После 1850 года спрос на камеи вырос, и они стали популярными сувенирами из Гран-тура среди среднего класса.

Современные камеи можно изготовить, вырезав рельефный портрет на заднем фоне контрастного цвета. Это называется сборная камея. Можно также вырезать камею традиционным, хоть и более сложным способом – напрямую, из материала, с целостными слоями или наложением слоев, например, агата или стекла. При этом разные слои имеют разные цвета. Кстати, мировым центром по изготовлению камей из ракушек является Торре-дель-Греко, в провинции Неаполь, Италия.



Автор: Валентина Заннони

Читайте нас на:

О Журнале | Архив
DOLCEGABBANA






Метки

Powered by LiveJournal.com