?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись



Хотя отследить точное происхождение фламенко невозможно, традиция трехстороннего искусства (музыка, песня и танец) андалусской провинции Испании обладает историей, тесно связанной со страной своего происхождения.

Происхождение практически любой народной традиции, которая сегодня стала частью «личности» страны, трудно отследить. То же самое можно сказать и об искусстве фламенко – тройной дисциплине, которая включает в себя музыку, танец и пение, что типично для андалусского региона Испании.

Но прежде чем поговорить о происхождении фламенко, необходимо дать определение самому этому искусству и трем его составляющим; фламенко выражается в тройной мере через ток (гитара для фламенко), канте (пение) и байле (танец).



Ток.
Гитара фламенко (очень похожая на классическую гитару) является потомком лютни. Считается, что первые гитары появились в Испании в XV веке. Традиционная гитара для фламенко изготавливается из испанского кипариса и ели и весит меньше, да и по размеру компактнее, чем классическая гитара – чтобы выдавать более «острый» звук. В отличие от классической, гитара фламенко также имеет специальную накладку под названием голпеадор. Это пластиковая пленка, которая защищает корпус гитары от постукиваний пальцев в ритм.



Канте.
Зачастую считается, что самой сущностью фламенко является именно танец. Однако сердце фламенко – это песня. Непосвященным фламенко кажется полной импровизацией, однако эти песни и танцы следуют четким правилам музыки и поэзии. Куплеты (коплас) этих песен зачастую очень красивые и пересказывают известные стихи, а стиль куплетов фламенко довольно часто имитировали андалусские поэты. Гарсия Лорка, наверное, наиболее известный из них. В 1920-ых он, совместно с композитором Мануэлем де Фалья и другими единомышленниками, решил поднять статус фламенко в ранг искусства и при этом сохранить его чистоту.



Байле.
Эль байле фламенко – это очень выразительный соло-танец, известный своими эмоциональными движениями рук и ритмичным стуком каблуков. Несмотря на то, что танцоры фламенко вкладывают огромный труд и практику в свое искусство, танцы не являются постановочными – это импровизация в такт ритму. Помимо ударов каблуками об пол, в руках иногда держат кастаньеты, которыми быстро клацают в ритм музыке. Иногда для визуального эффекта используют веера.

Фламенко – популярное искусство, распространившееся с нижких уровней андалусского общества. Таким образом, ему не хватало престижа других форм искусства среди среднего и высшего классов, а потому он несколько раз выходил из моды за время своего существования. Но в XVIII веке состоялось всемирное признание фламенко.


Цыганка танцует в садах Алькасара, рисунок Альфреда Деходенка

О происхождении фламенко ходит немало споров, но в целом считается, что он произошел в нижних слоях испанского общества. От мавров и евреев до цыган – этническое происхождение фламенко трудно определить. При этом, темы многих песен фламенко, посвященные духу отчаяния, борьбы, надежды и гордости народа, можно связать со сложностями, с которыми сталкивались эти три слоя испанского общества в такие периоды, как Испанская инквизиция 1492 года, когда целые сообщества мавров, цыган и евреев изгоняли из их родины на Перинейском полуострове. Это было в период после Реконкисты, характеризующийся яростными религиозными гонениями.

Хотя происхождение фламенко неясно, один слой испанского общества определенно сыграл важную роль в поддержании этого вида искусства живым до тех пор, пока он не стал мэйнстримом. Это цыгане. Цыганская культура и традиции формировались устно, и их песни, как и их легенды, передавались новым поколениям посредством выступлений в своих коммунах. Таким образом, они поддерживали огонь фламенко живым.

Существуют вопросы о происхождении не только музыки и танцев фламенко, но и о происхождении самого слова «фламенко». Где бы ни произошло это слово, в начале XIX века его начали использовать для описания образа жизни, посвященного этой музыке и обычно имеющего отношение к цыганам. В своей книге «Zincali» 1842 года Джордж Борроу пишет, что слово «фламенко» - это синоним слова «цыгане», опять же, подчеркивая важность этого сообщества в истории данного вида искусства.



Поворотным моментом в истории и популярности фламенко стал XVIII век. Его будущее укрепила не только смена инструмента (и зарождение классической гитары), но и принятие традиции в обществе. К примеру, juerga (типичная цыганская фиеста в стиле фламенко) стала уже полноценным зрелищем, а не просто закрытым фестивалем.

В конце XVIII – начале XIX вв. фламенко приобрел несколько уникальных свойств, которые отделили его от местной народной музыки и подготовили почву для более профессионального и техничного фламенко, для появления разнообразных стилей фламенко (путем постепенного внедрения песен из фольклора или даже других источников), и для популяризации жанра за пределами Андалусии.

Также существуют споры по поводу того, сопровождался ли первоначальный фламенко инструментом или нет. В традиционной «фламенкологии» фламенко состоял из пения (канте) без сопровождения. Позже песни стали сопровождаться гитарой (ток), ритмичными хлопками, ритмичным стуком каблуков и танцем.


Кафе кантантес,1885, Эмилио Бьючи

Во время так называемой золотой эпохи фламенко (между 1869 и 1910 гг.), музыка фламенко быстро распространялась в кафе, которые называли кантантес – новом типе развлекательных заведений, куда приходили посмотреть представления по билетам. Так начался период «кафе кантанте». Здесь фламенко развился до своей конечной формы. Танцоры также стали знаменитостями в таких кафе. Вместе с развитием танца фламенко, гитаристы, сопровождавшие танцоров, постепенно повысили свою популярность и репутацию – так и зародилась гитара фламенко, какой мы знаем ее сейчас. Важнейшим артистом в этом направлении был Сильверио Франконетти – нецыганский моряк итальянского происхождения. Говорят, он стал первым «энциклопедическим» певцом, т.е. первым, кто хорошо пел во всех палом, а не просто специализировался на нескольких из них, как было принято в то время. Он открыл свое собственное кафе кантанте, в котором пел сам и приглашал других артистов. Много подобных заведений открывалось тогда по всей Андалусии и Испании.

В 1922 году один из величайших писателей Испании Федерико Гарсиа Лорка и известный композитор Мануэль де Фалья организовали Concurso de Cante Jondo – фестиваль народной музыки, посвященный канте хондо («глубокой песне»). Две важнейшие поэтические работы Лорка – «Стихи о канте хондо» и «Цыганское романсеро» - демонстрируют увлеченность Лорка фламенко и его любовью к испанской народной культуре.

Сегодня искусство фламенко до сих пор живо и уже стало синонимом испанских народных традиций. Фламенко продолжает оставаться признанной формой искусства – от древних песен до визуально пышных и страстных танцев, которые можно увидеть в андалусском регионе Испании (профессиональные или любительские). Этот тройной вид искусства также является главным для уникальных празднований Севильской ярмарки в апреле.



Автор: Валентина Заннони

Читайте нас на:

О Журнале | Архив
DOLCEGABBANA






Метки

Powered by LiveJournal.com